Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Психологический анализ (экспертиза) профессиональных ошибок служащих
Ошибка служащего– отклонение от некоторого стандарта результата по точностным и временным параметрам.
Ошибочное действие уже совершено, т.е. оно всегда в прошлом (хотя ошибочное ориентировочное действие может и предшествовать реально совершенному действию). Это позволяет анализировать причины (причинно-следственные связи), приведшие к уже совершенной ошибке.
Все совершаемые ошибки служащего можно разделить на несколько видов:
Ошибки восприятия (не успел обнаружить, не сумел различить и др.);
Ошибки памяти (забыл, не успел запомнить, не сумел сохранить, воспроизвести и др.);
Ошибки мышления (не понял, не сумел "схватить" суть, не предусмотрел, не разобрался, не сопоставил и др.);
Ошибки внимания (не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться).
Ошибочные действия работника очень часто порождают целый комплекс аффективных переживаний, которые закрепляют следы памяти об ошибочном действии и служат профилактикой повторения подобных ошибок в будущем. Ю.К. Стрелков пишет: «Страх и переживание вины выходят за пределы ситуации, где совершена ошибка. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем... Связь прошлого и настоящего замыкается в бессознательном. В бессознательном локализованы обстоятельства ошибки и воспоминания о ней самой. Ошибка предполагает выбор и ответственность. Субъект, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе, должен предвидеть последствия и необходимость нести ответственность» [5]. Этот автор отмечает, что переживание вины за совершенную ошибку становится базой для накопления опыта в течение длительного периода времени. Если данная деятельность и профессия представляют ценность для индивида, то чувство вины будет большим — иначе человек будет продолжать делать ошибки, несмотря на замечания и критику окружающих людей. Ю.К. Стрелков считает, что в нормальных условиях именно социальный контроль — основа формирования профессионального опыта, и предлагает такую схему (рис. 1). Он полагает, что важнейшая роль профессионального окружения работника — контроль за исполнением его действий, их коррекция и реакция на ошибки. В случае неправильных действий группа наказывает индивида за совершенную ошибку, а в итоге индивид стремится к вершинам профессионального мастерства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бодров, В.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2 / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2018. - 645 c.
2. Елесина И.Г. Анализ типичных профессиональных ошибок в деятельности дознавателей ОВД – путь к повышению качества подготовленности. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2020. С. 32–34.
3. Карпов, А. В. Психология труда: моногр. / А.В. Карпов. - М.: Владос, 2018. - 137 c
4. Обознов, А.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 6 / А.А. Обознов. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2017. - 370 c.
5. Пономаренко, В.А. Профессия - психолог труда / В.А. Пономаренко. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2018. - 429 c.
6. Спасенников, В. В. Избранные психологические труды: психология труда, экономическая психология, эргономика / В.В. Спасенников. - М.: Когито-Центр, 2018. - 906 c.
7. Тюрина Э.И. Практическая профессиональная доподготовка молодых специалистов в образовательных учреждениях // Экология личности : материалы Российской научной конференции / под ред. В.В. Карпова. – СПб., 1999.